ОНКОМОНИТОР — это парламентский и общественный контроль за организацией онкологической помощи.
Парламентский контроль осуществляется в соответствии с Федеральный законом от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле».
Общественный контроль проводится с привлечением НКО и реализуется в форме общественного мониторинга в соответствии с законом об общественном контроле в Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ).
Формат:
Проект предусматривает постоянное наблюдение (мониторинг) за порядком организации и финансирования онкологической помощи в России, в том числе оценку удовлетворенности граждан и специалистов системой онкопомощи, а также картирование онкослужбы России.
Для оценки удовлетворенности предусматривается автоматизированная система онлайн-анкетирования онкопациентов и их родственников, а также специалистов здравоохранения.
По каждому региону России формируются паспорта онкослужбы в разрезе группы показателей:
- статистические и общие показатели
- инфраструктурные, кадровые и финансовые показатели
- показатели удовлетворенности граждан и специалистов
- рейтинг региона, главного внештатного специалиста и другое.
Результаты мониторинга визуализируются на интерактивной карте России как рейтинги регионов и федеральных округов, выстроенных на основе балльной оценки показателей.
Ежеквартальные отчеты по результатам мониторинга обсуждаются на парламентских совещаниях и направляются органам власти.
Значимость:
Система организации онкопомощи имеет высочайшую социальную значимость. Смертность от онкозаболеваний занимает 2-е место в структуре смертности. На диспансерном наблюдении находится не менее 4–5 млн онкопациентов, ежегодная выявляемость злокачественных новообразований составляет порядка 600–700 тыс. человек, а смертность – не менее 300 тыс. человек. В год проблема затрагивает не менее 10–12 млн человек.
Цели:
- проведение целевого парламентского контроля и общественного мониторинга за реализацией федеральной программы «Борьба с онкологическими заболеваниями» (поручение Президента РФ № Пр-629 от 12.04.2018) и организацией онкологической помощи в регионах России;
- выявление ключевых проблем в деятельности госорганов в сфере организации онкопомощи, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих госорганов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;
- изучение практики применения законодательства в сфере организации онкологической помощи, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и повышение эффективности его исполнения;
Эффекты:
- улучшение показателей национальных и федеральных проектов в сфере здравоохранения (в т.ч выявляемости, смертности и др), а также в реализации поручений президента;
- совершенствование подходов к оказанию онкологической помощи населению, повышение качества и доступности онкопомощи, улучшение маршрутизации пациентов;
- создание условий для достижения требований новых порядков оказания онкологической помощи взрослому и детскому населению, в том числе для снижения кадрового дефицита;
- повышение скорости реагирования гражданского общества на проблемные вопросы в сфере онкопомощи;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств на онкопомощь;
- выявление лучших ГВС регионов, определение механизмов их работы для дальнейшего распространения успешного опыта;
- дополнительный механизм достижения регионами показателя «Цифровая зрелость» в сфере здравоохранения (KPI губернаторов регионов, Указ Президента от 04.02.2021 № 68);
Результаты:
- ежегодная оценка эффективности работы онкослужб регионов, в том числе в разрезе достижения показателей федерального проекта БОЗ;
- ежегодная оценка удовлетворенности граждан и специалистов системой онкопомощи в разрезе группы показателей, принимать на ее основе административно-управленческие решения;
- годовой рейтинг регионов и главных внештатных специалистов: лучшие (эффективные) федеральные онкологи и региональные ГВС;
Методология:
Для реализации проекта была сформированы система показателей и методика расчета результатов.
Источники данных:
- официальные источники (статистические данные Минздрава, Росстата и др.);
- ответы на парламентские запросы федеральным и региональным органам исполнительной власти, а также медицинским организациям (в том числе планируется запрос формы федерального статистического наблюдения № 7 и № 30);
- анкеты для опроса онкопациентов и их родственников, а также специалистов здравоохранения (в части получения информации об удовлетворенности).
Регионам России может быть передано неисключительное право на использование платформы www.oncomonitor.ru в целях дистанционного внесения данных, получения дополнительной информации о результатах мониторинга (в закрытых разделах сайта), а также реализации иных задач по мониторингу онкологической программы как части национального проекта и достижению показателей работы губернаторов регионов.
Партнеры:
АНО «Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения»
Фонд поддержки противораковых организаций «Вместе против рака»